Пятница, 18.10.2019, 19:53
Приветствую Вас Гость | RSS

ГКОУ "Вышневолоцкая школа-интернат №2"

Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 10
Персональные данны
Сайты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » Уроки

Урок русского языка в 3 классе.
26.04.2017, 22:13

ГКОУ "Вышневолоцкая школа - интернат №2"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА  В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

"МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела учитель Осипова Н.В.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: вывести алгоритм правописания имен существительных с шипящим звуком на конце путем организации исследовательской работы обучающихся;

Задачи:

Образовательная

ыработать алгоритм правописания имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих; формировать орфографические навыки, информационные навыки: ИКТ; учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.

Развивающая
-
корригировать  орфографическую зоркость.

Воспитательная
-
воспитывать культуру общения, мотивацию к обучению.

Оздоровительная

- создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.

Компетенции:

Обучающиеся должны знать:

- правила правописания слов с изученными орфограммами;

Обучающиеся должны уметь:

-видеть в словах изученные орфограммы, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы;

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- практически различать многозначные слова, - видеть в тексте синонимы и антонимы,

- правильно писать имена существительные с шипящими на конце;

- применять изученную орфограмму при написании имен существительных;

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;

- работать в парах;

- вести самостоятельный диалог между собой по вопросам решения учебной задачи.

Оборудование: карточки, учебник русского языка для 3 класса Т.Г.Рамзаевой (2 часть), «Упражнения по русскому языку» Е.М.Тихомировой

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока                                                                                                                                  

1. Орг. момент

Учитель: Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Наш урок пройдет под девизом: «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи». (слайд №2)

2. - Наш урок мы начнем с грамматического штурма (слайд №3 – 12 )

 

  • имя существительное, глагол, имя прилагательное - это ... (части речи). Какие ещё части речи вам известны?
  • приставка, суффикс, предлог, основа - это ... (части слова, есть «ловушка», предлог - это часть речи). Дополните данную цепочку.
  • вопрос - ответ, говорит- молчит - это ...( антонимы). Что такое антонимы?
  • успех-удача, смелый-храбрый - это... (синонимы). Что такое синонимы?
  • засучив рукава - это ... (фразеологизм). Объясните его значение.

 

Предлагаю сегодня на уроке навострить ушки, работать, засучив рукава, чтобы «комар носа не подточил».

3. Орфографическая разминка

На доске слова:

н(?)чная тишь

в(?)селый малыш

х(?)лодный ключ

в(?)сенняя ночь

- Каким орфографическим правилом объединяются словосочетания? (у прилагательных есть безударная гласная, все существительные с шипящими на конце)

- Запишите прилагательные , выделив орфограмму, подберите проверочные слова. Какое правило поможет нам в работе?

(Если в корне гласный звук вызвал вдруг сомнение, ты немедленно его ставь под ударение.)

( 1ученик выполняет задание на доске)

4.- Рефлексивная минутка.

Учитель: среди данных слов есть многозначное слово, назовите его.

-Какие значения имеет существительное  ключ?

-Какой звук слышится на конце слова?

-Найдите слово с таким же звуком на конце.(Ночь.)

- Дайте характеристику звука ч (согласный, мягкий непарный, глухой непарный).

 - Почему так бывает, что в одних словах после шипящих есть ь, а в других - нет?

И действительно, давайте посмотрим на правописание слов ключ и ночь.

-Если звук ч - мягкий, то нужен ли «ь» для обозначения мягкости согласного [ч'] в слове ночь?

- Если я закрою «ь», изменится ли произношение слова? (нет)

-Как же правильно написать эти слова? (обучающихся высказывают предположения).

-Вот сегодня мы и попытаемся ответить на этот вопрос.

5. – Сформулируйте тему урока. ( На доске появляется тема урока)

6. Исследуем данные слова.

- Что вы можете   сказать о данных существительных?

- По какому признаку можно сгруппировать данные слова? (по родам, по наличию или отсутствию мягкого знака).

- Сгруппируйте их. Запишите в тетрадь в два столбика.

тишь

ночь

ключ

малыш

 

 

 

- Исследуем слова первого столбика и второго столбика.

- Почему  в одних словах есть Ь, а в других нет?

- Какую задачу нужно решить, прежде чем написать Ь?

7. - Составим алгоритм написания Ь у сущ - х после шипящих.(Слайд № 13)

1. Есть ли шипящий звук на конце слова?

             Нет Да

2. Это имя существительное?

             Нет Да

3. В начальной форме?

            Нет Да

4. Определяю род.

5. М.р. (он, мой)                 Ж.р. (она, моя)

      не пишу Ь                     пишу Ь

-Сформулируйте правило о написании ь на конце существительных после шипящих.

- Проверим по учебнику. Чтение правила по учебнику с.41

 

8.  Работа по учебнику.

-Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных. №453, стр.41 (с комментированием).

9. Физминутка ( показываю картинки; если на конце существительного пишется Ь – поднимаемся на носки и руки поднимаем вверх; если Ь не нужен – присаживаемся и сжимаемся на корточки; если в слове нет шипящего на конце – поворачиваем голову влево-вправо. Например: рожь, врач, грач, печь, мелочь, глушь, брошь, ключ,                                                                                   стриж, сторож, плащ, пенал, сорока, доска и т. д. )                                                    

10. Рефлексивная минутка. Работа по карточкам №1 в парах постоянного состава.

 ( Карточки на  каждой парте, а также текст записан на доске; до определённого момента урока текст был закрыт, чтобы не утратить новизну задания. Ученик работает у доски.).

- Прочитайте предложения и вставьте, где нужно Ь. Объясните, используя алгоритм. (Дети работают на карточке, не переписывая текст в тетрадь.)

Стояла тихая ноч (?).

Из-за туч(?) показалось яркое солнце.

Из крана стала теч (?) вода.

Корабль дал теч (?).

Проверка: Стояла тихая ночь (сущ., н.ф., ж.р.).

                   Из-за туч ( сущ., Р.п., ж. р.) показалось яркое солнце.

                   Из крана стала течь ( глагол, что делать?) вода.

                    Корабль дал течь ( сущ., н.ф., ж.р.).

11.   Фонетический разбор слова «ночь».

12.  Самостоятельная работа  по карточкам №2 с последующей проверкой по слайду.

- Спиши предложения с карточки №2. Обрати внимание на то, что в них встречаются слова с «ловушками».  Укажи род этих слов.

У девочки был замечательный карандашь.

Она могла нарисовать нежный ландышь, золотую рож, лунную ноч и солнечный лучь.

 

Проверка работы по слайду №14 .

Карандаш – м.р., ландыш – м.р., рожь – ж.р., ночь – ж.р., луч – м.р.

- Выполним синтаксический разбор 1 предложения. 1 ученик работает у доски.

13. Итог урока.

Тест (у каждого на парте).

1. На конце существительных ж. р. после шипящих:

а) всегда пишется Ь знак;

б) не пишется Ь знак;

в) Ь пишется у существительных, стоящих в начальной форме.

2. На конце существительных м. р. после шипящих:

а) пишется Ь знак;

б) не пишется Ь знак.

3. Ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на падеж;

б) на число;

в) на род существительных.

 (Взаимопроверка работы друг друга. Проверка по слайду № 15.)

№1 – в;   №2 – б;   №3 – в.

- Сделайте вывод урока. ( Мягкий знак пишется у существительных женского рода, оканчивающихся на шипящий, стоящих в начальной форме. У существительных мужского рода с основой на шипящий мягкий знак не пишется.)

14. Мозговой штурм.

-Давайте представим, что мы с вами археологи, и нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуем догадаться, где надо написать ь:

  • девеч(?) притясла комейный боромож (?). (Слайд № 16)

Проверка по слайду №17.

МелеснАЯ девечЬ ( ж.р.) притясла комейнЫЙ боромож (м.р.).

15.  Рефлексия. (Слайд №18)

- Оцените свою работу на уроке:

  • мне было трудно  – фиолетовая карточка;
  • мне было легко  - красная.

16. Домашнее задание: (Слайд № 19)

для тех, кто любит несложные задания - упр. № 450, стр.40 по учебнику, а для тех, кто любит материал потруднее - упр.184, стр.101 по тетради.  Всем выучить правила – стр.41,42

17. Оценки за урок.

Слайд № 20 – данные об УМК                              Слайд №21 – данные об авторе

Категория: Уроки | Добавил: elena-school-2015
Просмотров: 403 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Хостинг от uCoz